Бывает, что не хочется жить, но это еще не значит, что хочется не жить.
Мысль умная, про тенденции русской архитектуры середины-конца 19 века.
Но коряваяяя....
Если есть желание— прошу
В 1880-ЫЕ ГОДЫ, ПОСЛЕ УБИЙСТВА АЛЕКСАНДРА II, В СВЯЗИ С КРАХОМ ТАКТИКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ТЕРРОРА НАРОДНИЧЕСТВО ПЕРЕЖИВАЕТ КРИЗИС И ПОСТЕПЕННО СХОДИТ СО СЦЕНЫ. ТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ И С ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ ВАРИАНТОМ РУССКОГО СТИЛЯ, ЕГО ИСТОРИЯ ПРАКТИЧЕСКИ КОНЧАЕТСЯ 1870-ЫМИ ГГ. ОДНОВРЕМЕННО В 1870-ЫЕ ФОРМИРУЮТСЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ И ПОЧВЕНИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РУССКОГО СТИЛЯ, А В 1880-1890-ЫЕ ГГ. ОЖИВАЕТ, ПРЕТЕРПЕВ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ВРЕМЕНИ ИЗМЕНЕНИЯ, ОФИЦИАЛЬНЫЙ РУССКИЙ СТИЛЬ.
Все направления русского стиля 1880-1890-х гг. аристократичней в выборе мотивов. Их черпают преимущественно не из крестьянской архитектуры народного и прикладного искусства, а из культового и дворцовой и дворцовой,каменной и деревянной. Демократический вариант русского стиля единственный, где проводится разница между понятиями народное и национальное(несмотря на частое отождествление их В.В.Стасовым). Упор делается на народности(народности мотива).В остальных вариантах русского стиля акцентируется не столько народность, сколько национальность;оба понятия в XIX веке -- синонимы, в национальном пытаются видеть выражение духа народа. Для почвенников народный дух воплощен в православии, для официальной народности -- в самодержавии. Археологи определяют национальность и народность как самобытность. Различию в понимании народности соответствует и различное отношение представителей разных направлений к наследию.
Почвенников интересуют общие основы русского стиля, система.В их концепции оживает идея славянофилов о целостности русской народной культуры, основанной на мистически цельном знании, которое противостоит западному рационализму, об общинности и соборности народной жизни с органически вырастающими из нее формами культуры и быта, о необходимости восстановления былой целостности путем сближения народа и интеллигенции.Программа создания народной(основанной на народных началах) культуры вдохновлена именно этой целью.В древнерусском зодчестве почвенники пытаются найти общие закономерности проявления целостности народной культуры с тем, чтобы возродить их в современной архитектурной практике.
ВНИМАНИЕ АРХЕОЛОГОВ ПОГЛОЩЕНО ИЗУЧЕНИЕМ ФОРМ, ПРИДАЮЩИХ НЕПОВТОРИМОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ.ИХ ДЕВИЗ: ТОЧНОЕ ЗНАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ, ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ВОЗМОЖНОСТЬ СМЕШЕНИЯ ВО ВНОВЬ ПРОЕКТИРУЕМЫХ ЗДАНИЯХ РАЗНОВРЕМЕННЫХ И РАЗНОХАРАКТЕРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ,КАК И ПРЕЖДЕ СВЯЗЫВАЮТ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ИДЕЮ С АКАДЕМИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ, ИЗ ЛОЗУНГ -- СОЧЕТАНИЕ ДРЕВНЕРУССКИХ ФОРМ И ПРИНЦИПОВ ИТАЛЬЯНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ.
МЕЖ ТЕМ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ НАПРАВЛЕНИЯМИ РУССКОГО СТИЛЯ НЕ АБСОЛЮТНЫ И УКАЗЫВАЮТ СКОРЕЕ НА РАССТАНОВКУ АКЦЕНТОВ.ПОЧВЕННИКИ В СВОИХ ТЕОРИЯХ, КАК И АРХЕОЛОГИ,ИСХОДЯТ ИЗ НЕОБХОДИМОСТИ НАУЧНОГО ВОССОЗДАНИЯ РУССКОГО СТИЛЯ.
АРХЕОЛОГИ, ПОДОБНО ПОЧВЕННИКАМ,ВИДЯТ В ПОСТИЖЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАЛОГ ИСТИННОСТИ ВОССОЗДАВАЕМОГО СТИЛЯ. НАКОНЕЦ, АНТИАКАДЕМИЗМ ОБОИХ ЧАСТИЧЕН, ОТНОСИТЕЛЕН.
Одним из первых теоретиков и сторонников эклектики вообще и "русско-византийского" стиля в частности был И. И. Свиязев. Смысл его рассуждений сводится к защите новых принципов формообразования в архитектуре, определяемых местными условиями строительства, в частности природно-климатическими, функциональным назначением сооружения и его конструктивным решением. По этим соображениям Свиязев отрицал классицизм и придавал одинаковое значение полезному и прекрасному в архитектуре. Всем этим требованиям, с его точки зрения, отвечал "русско-византийский" стиль. Другой сторонник этого стиля Н. И. Надеждин считал, что главные качества, которые должны воплощаться в произведениях искусства - это "естественность и народность".
В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ В "РУССКО-ВИЗАНТИЙСКОМ" СТИЛЕ БЫЛО СООРУЖЕНО НЕСКОЛЬКО ЦЕРКВЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТРОИЦКАЯ (1867 Г.) НА УЛ. Б. ПЕЧЕРСКОЙ (НЕ СОХРАНИЛАСЬ) И ВОЗНЕСЕНСКАЯ (1866 Г.) НА УЛ. ИЛЬИНСКОЙ, ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ (1860 Г.) НА УЛ. НЕМЕЦКОЙ И СЕРГИЕВСКАЯ (1869 Г.) НА УЛ. СЕРГИЕВСКОЙ (УЛ. УРИЦКОГО)4. ДВА ПЕРВЫХ ХРАМА ДВУСВЕТНЫЕ, ПРЯМОУГОЛЬНОЙ В ПЛАНЕ ФОРМЫ С ОДНИМ ЦЕНТРАЛЬНЫМ СВЕТОВЫМ И ЧЕТЫРЬМЯ БОКОВЫМИ ГЛУХИМИ БАРАБАНАМИ И ПОЛУЦИРКУЛЬНЫМИ ВЫТЯНУТЫМИ ОКОННЫМИ ПРОЕМАМИ. ПО СРАВНЕНИЮ С ВОЗНЕСЕНСКОЙ ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ ПО СВОИМ ФОМАМ БЫЛА БОЛЕЕ ОРИГИНАЛЬНОЙ И АРХАИЧНОЙ. ЕЕ КОЛОКОЛЬНЯ ПРЕДСТАВЛЯЛА СОБОЙ ДВУХЪЯРУСНЫЙ ВОСЬМЕРИК, ПОСТАВЛЕННЫЙ НА ВЫСТУПАЮЩИЙ В ТОРЦЕ ОСНОВНОГО ОБЪЕМА ЧЕТВЕРИК, КОТОРЫЙ БЫЛ УВЕНЧАН КРУГЛЫМ БАРАБАНОМ С ПОЛУШЛЕМОВИДНОЙ ГЛАВОЙ. СВОДЧАТОЕ ПОКРЫТИЕ ТРОИЦКОЙ ЦЕРКВИ БЫЛО ВЫЯВЛЕНО НА ФАСАДАХ БОЛЬШИМИ КИЛЕВИДНЫМИ ЗАКОМАРАМИ, УКРАШЕННЫМИ ФРЕСКОВОЙ ЖИВОПИСЬЮ. ОКОННЫЕ ПРОЕМЫ, КАРНИЗЫ И ПОЯСКИ НА ФАСАДАХ ОБОИХ ЗДАНИЙ ИМЕЮТ ТОНКИЕ СУХОВАТЫЕ ПРОФИЛИ. БЛАГОДАРЯ БОЛЬШИМ РАЗМЕРАМ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОМУ ВИДУ ОБА ХРАМА ИГРАЛИ ВАЖНУЮ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛИКА ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ГОРОДА. В КОНЦЕ 1840-Х - НАЧАЛЕ 1850-Х ГОДОВ В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ ОФИЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "РУССКОГО" СТИЛЯ ВОЗНИКЛО ЕГО НЕОФИЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ ЕГО СЧИТАЕТСЯ А. ГОРНОСТАЕВ. АРХИТЕКТУРА ЭТОГО НАПРАВЛЕНИЯ ОТЛИЧАЕТСЯ ПОДРАЖАТЕЛЬНОСТЬЮ ХРАМОВЫМ ПОСТРОЙКАМ XVII ВЕКА, ПЛАСТИЧНОСТЬЮ ДЕТАЛЕЙ, ЖИВОПИСНОСТЬЮ СИЛУЭТА. НА ПЕРВЫХ ПОРАХ ЭТО НАПРАВЛЕНИЕ НЕ МОГЛО КОНКУРИРОВАТЬ С ОФИЦИАЛЬНЫМ, ПОДДЕРЖИВАЕМЫМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ, ОДНАКО В КОНЦЕ 1850-Х ГОДОВ, ПОСЛЕ СМЕРТИ НИКОЛАЯ I, ОНО ОКРЕПЛО И СФОРМИРОВАЛОСЬ В "РУССКИЙ НАРОДНЫЙ" СТИЛЬ. ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ СВЯЗАНО С ДЕМОКРАТИЧЕСКИМИ ИДЕЯМИ НАРОДНИКОВ. ЕСЛИ ВОЗРОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ В 1830-Е ГОДЫ ПРОИСХОДИЛО СВЕРХУ, ТО ТЕПЕРЬ ВПОЛНЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО, В РЕЗУЛЬТАТЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРЕДОВОЙ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. СЧИТАЯ КРЕСТЬЯНСТВО ГЛАВНОЙ РЕВОЛЮЦИОННОЙ СИЛОЙ И ОТВЕРГАЯ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ РОССИИ, НАРОДНИКИ КРИТИКОВАЛИ НЕ ТОЛЬКО КАПИТАЛИЗМ ВООБЩЕ, НО И ЗАПАДНУЮ КУЛЬТУРУ, ПРОБУЖДАЯ ИНТЕРЕС В ОБЩЕСТВЕ К БЫТУ КРЕСТЬЯНСТВА, НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ, АРХИТЕКТУРЕ. ИЗВЕСТНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ И УЧЕНЫЕ СТАЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ИЗУЧЕНИЕМ НАРОДНОГО ИСКУССТВА И РАЗРАБОТКОЙ ЕГО ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ. ПРОПАГАНДИСТОМ "РУССКОГО НАРОДНОГО" СТИЛЯ БЫЛ ИЗВЕСТНЫЙ КРИТИК В. СТАСОВ, ЯРЫЙ ПРОТИВНИК ЭКЛЕКТИЗМА, РАТОВАВШИЙ ЗА ДЕМОКРАТИЗМ И НАРОДНОСТЬ В АРХИТЕКТУРЕ. ВОПЛОЩАЛИ ЭТИ ИДЕИ МОЛОДЫЕ АРХИТЕКТОРЫ В. ГАРТМАН, ПРОЕКТИРОВАВШИЙ ЗДАНИЯ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ В КИРПИЧЕ И ИСКАВШИЙ НОВЫЕ ФОРМЫ И КОМПОЗИЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЙОЛИКИ, КЕРАМИКИ, ДЕРЕВА, А ТАКЖЕ ОРНАМЕНТОВ НАРОДНЫХ ВЫШИВОК, КРУЖЕВ, И И. РОПЕТ, СОЗДАВАВШИЙ СВОИ СООРУЖЕНИЯ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В ДЕРЕВЕ И БОГАТО ДЕКОРИРОВАВШИЙ ИХ ПРОПИЬНОЙ РЕЗЬБОЙ. ТВОРЧЕСТВО РОПЕТА БЫЛО ЧРЕЗВЫЧАЙНО ПОПУЛЯРНО. ПРИГОРОДЫ БОЛЬШИХ ГОРОДОВ, ДАЧНЫЕ ПОСЁЛКИ В ТЕЧЕНИЕ ПОЧТИ ПОЛУВЕКА ЗАСТРАИВАЛИСЬ ДАЧАМИ И ЖИЛЫМИ ДОМАМИ С ТАКИМ УБРАНСТВОМ. В "РУССКОМ НАРОДНОМ" СТИЛЕ ОТДЕЛЫВАЛСИЬ ТАКЖЕ ИНТЕРЬЕРЫ, ИЗГОТОВЛЯЛАСЬ ТАКЖЕ МЕБЕЛЬ. ОДНАКО, БОРЯСЬ С ПОДРАЖАТЕЛЬСТВОМ РЕНЕССАНСУ И КЛАССИЦИЗМУ, СТОРОННИКИ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ САМИ ВПАЛИ В ПОДРАЖАТЕЛЬСТВО, ПРЕДСТАВЛЯЯ ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ЭКЛЕКТИКИ - СТИЛИЗАТОРСТВО, А ТВОРЧЕСТВО АПОЛОГЕТА ЭТОГО НАПРАВЛЕНИЯ И. РОПЕТА СТАЛО ИМЕНОВАТЬСЯ РОПЕТОВЩИНОЙ.
В ПРАКТИЧЕСКИ НЕ СОХРАНИЛИСЬ ПОСТРОЙКИ РОПЕТА И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ. БОЛЬШИНСТВО ДОМОВ С ПРОПИЛЬНОЙ РЕЗЬБОЙ НА ТОНКИХ ДОСКАХ НЕ ПОЩАДИЛО ВРЕМЯ. СООРУЖЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫСТАВКИ 1896 ГОДА, В ТОМ ЧИСЛЕ ВЫПОЛНЕННЫЕ В "РУССКОМ НАРОДНОМ" СТИЛЕ ПАВИЛЬОНЫ РЯЗАНСКО-УРАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ, САДОВОДСТВА И ДРУГИЕ, БЫЛИ РАЗОБРАНЫ. . ОН УКРАШЕН БАШНЯМИ, ФРОНТОНАМИ, РЕЗНЫМИ КАРНИЗАМИ И НАЛИЧНИКАМИ. ВЛИЯНИЕ "РУССКОГО НАРОДНОГО" СТИЛЯ СКАЗАЛОСЬ НА ФАСАДЕ ДОМА КУПЦА Н. ЗАПЛАТИНА ,ЕГО АСИММЕТРИЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ С ВЫСОКИМ ФРОНТОНОМ С ПРАВОЙ СТОРОНЫ ФАСАДА И С ВЫСТУПОМ С ЛЕВОЙ, БОЛЬШАЯ ВЕРАНДА НА ТОРЦЕ, ПРОРЕЗНОЙ РИСУНОК, НАПОМИНАЮЩИЙ ВЫШИВКУ КРЕСТОМ, НА НАЛИЧНИКАХ ОКОН, ВОЛНИСТАЯ ЛИНИЯ ФРИЗА - ВСЁ ЭТО ВЫЗЫВАЕТ АССОЦИАЦИИ С РУССКИМ НАРОДНЫМ ЗОДЧЕСТВОМ.
1870-Е ГОДЫ В СРЕДЕ МОСКОВСКИХ АРХИТЕКТОРОВ АКТИНО ФОРМИРУЮТСЯ НОВЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ. В 1872 ГОДУ В МОСКВЕ НАЧАЛ ИЗДАВАТЬСЯ ЖУРНАЛ "ЗОДЧИЙ". РУССКИМ ОТДЕЛОМ ЕГО ЗАВЕДОВАЛ АРХИТЕКТОР, ИСТОРИК И АРХЕОЛОГ Л. ДАЛЬ, ОРГАНИЗОВАВШИЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ НАОДНОГО ЗОДЧЕСТВА И РАЗВЕРНУВШИЙ ШИРОКУЮ ДИСКУССИЮ ПО ВОПРОСАМ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ. КАК И РАНЬШЕ, АРХИТЕКТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО НЕ МЫСЛИЛОСЬ БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРМ ПРОШЛОГО. ОБСУЖДАЛИСЬ МЕТОДЫ И ХАРАКТЕР ЭТОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕГО ВОЗНИКЛО НЕСКОЛЬКО ТЕОРИЙ. НА ОСНОВЕ ЭТИХ ТЕОРИЙ СФОРМИРОВАЛИСЬ ДВЕ РАЗНОВИДНОСТИ РАЗНОВИДНОСТИ "РУССКОГО СТИЛЯ" - "АРХЕОЛОГИЧЕСОЕ" И "ПОЧВЕННОЕ" НАПРАВЛЕНИЯ. НЕ ВДАВАЯСЬ В ПОДРОБНОСТИ, КОРОТКО ОСВЕТИМ ИХ СУЩНОСТЬ.
ГЛАВА "АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО" НАПРАВЛЕНИЯ Л. ДАЛЬ ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ ПОДВЕРГ РЕЗКОЙ КРИТИКЕ "РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ" СТИЛЬ И ОБОСНОВАЛ НОВЫЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ЗОДЧЕСТВА. ОН СЧИТАЛ, ЧТО ДОПЕТРОВСКОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ НЕ ТОЛЬКО САМОБЫТНОГО ИСТИННО РУССКОГО ИСКУССТВА, НО И РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИХ НАЧАЛ, РАТОВАЛ ЗА АРХИТЕКТУРУ, "В КОТОРОЙ НАРУЖНЫЕ ЧАСТИ СТРОЕНИЙ И УКРАШЕНИЙ БЫЛИ БЫ, ТАК СКАЗАТЬ, ПРОДОЛЖЕНИЕМ ВНУТРЕННЕГО УСТРОЙСТВА И КОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЯ, А НЕ ПРЕДСТАВЛЯЛИ БЫ НАБОР ПРИКРЕПЛЕННЫХ К СТЕНЕ УКРАШЕНИЙ, НЕ ТОЛЬКО НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ВНУТРЕННЕМУ РАСПОЛОЖЕНИЮ СТРОЕНИЯ, НО ИДУЩИХ С НИМ СОВЕРШЕННО ВРАЗРЕЗ".
ИСТОРИК И АРХЕОЛОГ И. ЗАБЕЛИН, БАЗИРУЯСЬ НА СВОИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ, СЧИТАЛ ИСТИННО РУССКОЙ МНОГООБЪЕМНУЮ СВОБОДНУЮ КОМПОЗИЦИЮ, ЯВЛЯЮЩУЮ СОБОЙ КРАСИВЫЙ БЕСПОРЯДОК, РЕКОМЕНДОВАЛ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЕ ТРАДИЦИОННО РУСКИЕ ДЕТАЛИ: ТРЕУГОЛЬНИК, КРУЖАЛО, ШАТЕР, БОЧКУ И ДРУГИЕ; ТАК ЖЕ КАК И СТАСОВ, ОН ПОЛАГАЛ НЕОТЪЕМЛЕМЫМИ КАЧЕСТВАМИ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ ЖИВОПИСНОСТЬ ЕСТЕСТВЕННОСТЬ, МНОГООБРАЗИЕ, УЗОРЧАТОСТЬ. НА ПРАКТИКЕ "АРХЕОЛОГИ" НЕ ПЫТАЛИСЬ ВОЗРОДИТЬ ДРЕВНЕ-РУССКОЕ ЗОДЧЕСТВО. ОНИ СЧИТАЛИ, ЧТО ЛЮБОЕ ЗДАНИЕ ДОЛЖНО УДОВЛЕТВОРЯТЬ СОВРЕМЕННЫМ ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ И КОНСТРУКТИВНЫМ ТЕБОВАНИЯМ, ЗАИМСТВУЯ ТОЛЬКО ВНЕШНИЕ ФОРМЫ, МОТИВЫ, ОРНАМЕНТЫ, НО ОНИ ДОЛЖНЫ ВОСПРОИЗВОДИТЬСЯ БУКВАЛЬНО.
АРХИТЕКТОРА, ФИЛОСОФА, ТЕОРЕТИКА АРХИТЕКТУРЫ, СОЗДАТЕЛЯ ДРУГОЙ РАЗНОВИДНОСТИ "РУССКОГО" СТИЛЯ - "ПОЧВЕННОГО" НАПРАВЛЕНИЯ - В. ШЕРВУДА ИНТЕРЕСОВАЛИ ОБЩИЕ ОСНОВЫ, ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ДОПЕТРОВСКОГО ЗОДЧЕСТВА. ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ, ЧТО, УСТАНОВИВ ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА, МОЖНО ИХ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ПРАКТИКЕ, ВОССОЗДАВАЯ ЦЕЛОСТНУЮ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ СИСТЕМУ ПРОШЛОГО. ОДНАКО, КАК И ДАЛЬ, ШЕРВУД СЧИТАЛ, ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА, КОНСТРУКЦИИ СОВРЕМЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ НЕ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ В СОВРЕМЕННЫХ ЗДАНИЯХ. ЗАИМСТВОВАТСЯ ДОЛЖНЫ КОМПОЗИЦИЯ И ВНЕШНИЕ ФОРМЫ, В РАЗРАБОТКЕ КОТОРЫХ АВТОРУ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ПОЛНАЯ СВОБОДА.
АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В Н. НОВГОРОДЕ БЫЛО ПРЕДСТАВЛЕНО НЕКОТОРЫМИ РАБОТАМИ ДАЛЯ: ПЕРЕСТРОЕННОЙ В ЦЕРКОВЬ ЧАСОВНЕЙ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО (В КАНАВИНЕ), КОЗЬМОДЕМЬЯНСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ (ОБЕ НЕ СОХРАНИЛИСЬ), А ТАКЖЕ ПОСТРОЕННЫМ С ЕГО УЧАСТИЕМ СОБОРОМ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО НА СТРЕЛКЕ. В ПРОЕКТИРОВАНИИ СОБОРА ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ НЕСКОЛЬКО, В ТОМ ЧИСЛЕ СТОЛИЧНЫХ, АРХИТЕКТОРОВ. ОДНАКО, СУДЯ ПО СОХРАНИВШИМСЯ ЧЕРТЕЖАМ, ОБЩАЯ ИДЕЯ КОМПОЗИЦИИ ХРАМА ПРИНАДЛЕЖАЛА ГУБЕРНСКОМУ АРХИТЕКТОРУ Р. КИЛЕВЕЙНУ. АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ДОРАБОТКЕ ПРОЕКТА И В ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВМЕСТЕ С КИЛЕВЕЙНОМ ПРИНИМАЛ И ДАЛЬ. УДАЧНЫЙ ВЫБОР МЕСТА, МОЩНЫЕ ОБЪЕМЫ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ СИЛУЭТ ПЯТИШАТРОВОГО СООРУЖЕНИЯ ДЕЛАЮТ ЭТОТ СОБОР ОДНОЙ ИЗ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ТОГО ВРЕМЕНИ. СОБОР ПРОСМАТРИВАЕТСЯ ИЗДАЛЕКА (ПРИ ПОДЪЕЗДЕ К ГОРОДУ С НИЗОВЬЕВ ВОЛГИ И С ЕЕ БЕРЕГОВ) И ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ ЗРЕЛИЩЕ ДАЖЕ СЕЙЧАС, НА ФОНЕ МНОГОЭТАЖНОЙ ЗАСТРОЙКИ, ОН ТАКЖЕ ЗАМЫКАЕТ ПЕРСПЕКТИВУ НАБЕРЕЖНОЙ ОКИ С СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ СТОРОНЫ.
НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИТЕЛЬНЫМ ТВОРЕНИЕМ ДАЛЯ БЫЛ АРХИТЕКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС, СОСТОЯВШИЙ ИЗ ДВУХ ЗДАНИЙ, КОТОРЫЕ ФОРМИРОВАЛИ ЮГО-ВОСТОЧНУЮ ЧАСТЬ СОФРОНОВСКОЙ ПЛОЩАДИ: КОЗЬМОДЕМЬЯНСКОЙ ЦЕРКВИ, ПОСТРОЕННОЙ В 1873 ГОДУ, И БЛИНОВСКОГО ПАССАЖА. ЭТОТ КОМПЛЕКС ОДНОВРЕМЕННО ПРОЕКТИРОВАЛСЯ ДАЛЕМ И ЕГО ПОМОЩНИКОМ Д. ЕРШЕВСКИМ КОТОРЫЙ ПОСЛЕ ОТЪЕЗДА ДАЛЯ ИЗ ГОРОДА ЗАКАНЧИВАЛ ЭТУ РАБОТУ. ЖИВОПИСНЫЙ СИЛУЭТ ХРАМА (ШАТРОВАЯ КОЛОКОЛЬНЯ И ПЯТЬ ГЛАВ НА ЧЕТВЕРИКЕ) КОНТРАСТИРУЕТ СО СПОКОЙНЫМ СИЛУЭТОМ ЗДАНИЯ ПАССАЖА. К ЕГО СИММЕТРИЧНОМУ ЧЕТЫРЕХЭТАЖНОМУ ЦЕНТРАЛЬНОМУ КОРПУСУ БЫЛИ СДЕЛАНЫ ДВА ТРЕХЭТАЖНЫХ ПРИСТРОЯ РАЗЛИЧНОЙ ДЛИНЫ, СЛУЖАЩИЕ ПЕРЕХОДНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ДВУХЭТАЖНОЙ ЗАСТРОЙКЕ. ЦЕРКОВЬ, ЗАМЫКАВШАЯ ПЕРСПЕКТИВУ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ УЛИЦЫ СО СТОРОНЫ ПЛАШКОУТНОГО МОСТА, СЛУЖИЛА НАЧАЛОМ ОБЩЕЙ КОМПОЗИЦИИ, А ОСТРОКОНЕЧНЫЙ ШАТЕР ПАССАЖА НА УГЛУ ПОЧТОВОГО СЪЕЗДА - ЕЕ ЗАВЕРШЕНИЕМ. ПОСКОЛЬКУ КОРПУС ПАССАЖА ПОСТАВЛЕН В ЛИНИИ ЗАСТРОЙКИ, ФАСАД ЕГО СДЕЛАН ПЛОСКИМ. БЫЛО ОСУЩЕСТВЛЕНО ОРГАНИЧНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ЮЖНОЙ СТОРОНЫ ПЛОЩАДИ.
В ПЕРВОМ ЭТАЖЕ ЗДАНИЯ ПАССАЖА РАСПОЛАГАЛИСЬ КУПЕЧЕСКАЯ БИРЖА, РЕСТОРАН, КОНТОРСКИЕ И ТОРГОВЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ, В ВЕРХНИХ ЭТАЖАХ - ГОСТИНИЧНЫЕ НОМЕРА. ЕСЛИ СОБОР АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО БЫЛ ОШТУКАТУРЕН ПОЛНОСТЬЮ, ТО У ЗДАНИЯ ПАССАЖА БЫЛИ ОШТУКАТУРЕНЫ ТОЛЬКО ПЕРВЫЙ ЭТАЖ, ЧТО ПОДЧЕРКИВАЕТ ЕГО МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ, И ЧАСТЬ НАЛИЧНИКОВ ОКОН ВЕРХНИХ ЭТАЖЕЙ, КАК БЫ СВЯЗЫВАЮЩИХ АРХИТЕКТУРУ ФАСАДА В ЕДИНУЮ СИСТЕМУ. ФАСАД РАСЧЛЕНЕН ПО ГОРИЗОНТАЛИ ПЯТЬЮ РИЗАЛИТАМИ, А ПО ВЕРТИКАЛИ - МЕЖДУЭТАЖНЫМИ ПОЯСАМИ И УВЕНЧАН БОГАТЫМ КАРНИЗОМ, ПОДДЕРЖИВАЕМЫМ МАШИКУЛЯМИ. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РИЗАЛИТ ЗАВЕРШЕН ФРОНТОНОМ, А БОКОВЫЕ - ПАРАПЕТАМИ. АРХИТЕКТУРНЫЕ ДЕТАЛИ: ШИРИНКИ, ПОРЕБРИК, ТРЕУГОЛЬНЫЕ ФРОНТОНЫ САНДРИКОВ И ДЫНЬКИ НАЛИЧНИКОВ - ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ СТИЛИЗОВАННЫЕ ФОРМЫ ПОСТРОЕК XVII ВЕКА.
САМЫМ КРУПНЫМ СООРУЖЕНИЕМ, ВОЗВЕДЕННЫМ В "РУССКОМ" СТИЛЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫЙ ЯРМАРОЧНЫЙ ДОМ .ОН БЫЛ ПОСТРОЕН В 1890 ГОДУ ПО ПРОЕКТУ К. ТРЕЙМАНА, Г. ТРАМБИЦКОГО И А. ФОН ГОГЕНА. ЗДАНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЯРКИЙ ПРИМЕР СТИЛИЗАТОРСТВА В ДУХЕ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ XVII ВЕКА, РАСПРОСТРАНЕННОГО ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ КРУПНЫХ ТОРГОВЫХ КОМПЛЕКСОВ, НАПРИМЕР ВЕРХНИХ ТОРГОВЫХ РЯДОВ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ В МОСКВЕ (АРХИТ. А. ПОМЕРАНЦЕВ, 1888 - 1893 ГГ.). ГЛАВНЫЙ ЯРМАРОЧНЫЙ ДОМ ОДНИМ ФАСАДОМ ОБРАЩЕН НА ПЛОЩАДЬ, А ДРУГИМ - В СТОРОНУ СПАССКОГО ЯРМАРОЧНОГО СОБОРА. ОН ХОРОШО ОБОЗРЕВАЕТСЯ СО ВСЕХ СТОРОН И С ПРОТИВОПОЛОЖНОГО БЕРЕГА ОКИ. БЛАГОДАРЯ МНОГОЧИСЛЕННЫМ ВЫСОКИМ ШАТРОВЫМ КРОВЛЯМ, СТУПЕНЧАТОСТИ ОСНОВНОГО ТОРГОВОГО ЗАЛА И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ГЛАВНЫЙ ЯРМАРОЧНЫЙ ДОМ ПРОИЗВОДИТ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОГРОМНОГО ТЕРЕМНОГО ДВОРЦА, ПЛАСТИЧНОГО В СВОИХ ОБЪЕМАХ И БОГАТО УКРАШЕННОГО РАЗНООБРАЗНЫМИ ДЕТАЛЯМИ. ВМЕСТЕ С ТЕМ НЕКОТОРЫЕ ПРИНЯТЫЕ В ЕГО ПРОЕКТЕ ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯ ИДУТ ВРАЗРЕЗ С ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ УСТАНОВКАМИ АПОЛОГЕТОВ "РУССКОГО" СТИЛЯ. КЛАССИЧЕСКАЯ СИММЕТРИЧНАЯ СХЕМА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ЯРМАРКИ, ОЧЕВИДНО, ПРЕДОПРЕДЕЛИЛА СИММЕТРИЧНУЮ КОМПОЗИЦИЮ ЗДАНИЯ, НЕ ХАРАКТЕРНУЮ ДЛЯ ПОСТРОЕК В "РУССКОМ" СТИЛЕ. ВОПРЕКИ ЕДИНСТВУ ВНУТРЕННИХ И ВНЕШНИХ ФОРМ, ЗА КОТОРОЕ РАТОВАЛ ДАЛЬ, ЗДЕСЬ ТИПИЧНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ ЭКЛЕКТИКИ, ПОСКОЛЬКУ ВСЕ ПОМЕЩЕНИЯ ЗДАНИЯ, КРОМЕ ТОРГОВОГО ЗАЛА: ВЕСТИБЮЛЬ, АВАНЗАЛ, ГЕРБОВЫЙ ЗАЛ И ДРУГИЕ - ВЫПОЛНЕНЫ В СТИЛЕ ФРАНЦУЗСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ. ВЛИЯНИЕ ЭТОГО СТИЛЯ ОБНАРУЖИВАЕТСЯ И В ОГРОМНОМ АРОЧНОМ ВИТРАЖЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОБЪЕМА И БОЛЬШИХ ОКНАХ С ЧАСТЫМИ ПЕРЕПЛЕТАМИ НА ТРЕТЬЕМ ЭТАЖЕ, ОСВЕЩАЮЩИХ ЗАЛ ПАССАЖА.
ЕЩЕ В КОНЦЕ 1870-Х ГОДОВ ВО ВРЕМЯ РУССКО-ТУРЕЦКОЙ ВОЙНЫ СНОВА ПОЯВЛЯЕТСЯ ИНТЕРЕС К ОФИЦИАЛЬНОМУ "РУССКОМУ" СТИЛЮ. В 1880-1890-Е ГОДЫ ОН, НЕСКОЛЬКО ВИДОИЗМЕНИВШИСЬ, ПОЛУЧИЛ ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ. НОВЫМ ЕГО АПОЛОГЕТОМ СТАЛ Н. СУЛТАНОВ, ЗАВЕДОВАВШИЙ РУССКИМ ОТДЕЛОМ ЖУРНАЛА "ЗОДЧИЙ". ОН ВЫДВИНУЛ ИДЕЮ ВОССОЕДИНЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО И НАЦИОНАЛЬНОГО НАЧАЛ В АРХИТЕКТУРЕ. "НОВОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, - ПИСАЛ СУЧТАНОВ, - НЕ ТОЛЬКО НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ НАШЕМУ ЗНАМЕНИ - НАПРАВЛЕНИЮ РАЦИОНАЛЬНОМУ, НО ДАЖЕ СОВЕРШЕННО СОВПАДАЕТ С НИМ". СОВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА, ПО ЕГО МНЕНИЮ СОЕДИНЯЛА ДРЕВНИЕ ФОРМЫ С НОВЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ И ИСПОЛЬЗОВАЛА ТРАДИЦИИ КЛАССИЦИЗМА, ЧТО ОБУСЛОВИЛО ТАКИЕ ЕЁ КАЧЕСТВА, КАК ПОМПЕЗНОСТЬ, СИММЕТРИЧНОСТЬ, "УЗОРОЧЬЕ".
Н. СУЛТАНОВ СЫГРАЛ ЗАМЕТНУЮ РОЛЬ В ПРОПАГАНДЕ ЗДЕСЬ НОВЫХ АРХИТЕКТУРНЫХ ИДЕЙ. ОН СОСТАВИЛ ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ ДМИТРИЕВСКОЙ БАШНИ КРЕМЛЯ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ В НЕЙ МУЗЕЯ. СУЩЕСТВОВАВШИЙ В ТО ВРЕМЯ НЕБОЛЬШОЙ МУЗЕЙ С ИСТОРИЧЕСКИМ И ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОТДЕЛАМИ РАСПОЛАГАЛСЯ В ДОМЕ ЧАТЫГИНА НА ПОЧАИНСКОЙ УЛИЦЕ. РАСШИРЕНИЕ ЕГО ЭКСПОЗИЦИИ И РАЗМЕЩЕНИЕ ЕЕ В ЦЕНТРЕ ГОРОДА БЫЛО ПРИУРОЧЕНО К ОТКРЫТИЮ ВЫСТАВКИ 1896 ГОДА. В КАЧЕСТВЕ ОБРАЗЦА ДЛЯ РЕКОНСТРУКЦИИ БАШНИ БЫЛА ПРИНЯТА ВЕНЧАЮЩАЯ ЧАСТЬ СТЕНЫ КИТАЙ-ГОРОДА В МОСКВЕ, ВЫПОЛНЕННАЯ В ВИДЕ ПРЯМЫХ НАВЕСНЫХ ЗУБЦОВ С МАШИКУЛЯМИ. ДЛЯ ОСВЕЩЕНИЯ ЗАЛА МУЗЕЯ СВЕРХУ БЫЛ УСТРОЕН СТЕКЛЯННЫЙ ФОНАРЬ С ВЫСОКОЙ ШАТРОВОЙ КРЫШЕЙ. ФОНАРЬ БЫЛ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ВИДЕН, ПОСКОЛЬКУ ЕГО ЗАКРЫЛИ ЧАСТО РАСПОЛОЖЕННЫЕ ЗУБЦЫ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, БАШНЯ ПРИОБРЕЛА КРАСИВЫЙ ВНЕШНИЙ ВИД, ОДНАКО ДАЛЕКИЙ ОТ ДРЕВНИХ ФОРМ РУССКОГО ОБОРОННОГО ЗОДЧЕСТВА, И ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ТИПИЧНЫЙ ПРИМЕР СТИЛИЗАЦИИ.
К ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ШКОЛЫ СУЛТАНОВА МОЖНО ОТНЕСТИ АКАДЕМИКА АРХИТЕКТУРЫ А. КОЧЕТОВА И ЕПАРХИАЛЬНОГО АРХИТЕКТОРА А. НИКИТИНА. ПО ПРОЕКТУ КОЧЕТОВА, УДОСТОЕННОМУ ПЕРВОЙ ПРЕМИИ НА ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ 1898 ГОДА, В 1903 ГОДУ БЫЛА ПОСТРОЕНА СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ (УЛ. М. ГОРЬКОГО, 177А). ПО СВИДЕТЕЛЬСТВУ САМОГО КОЧЕТОВА, ЦЕРКОВЬ ПРОЕКТИРОВАЛАСЬ ПО ТИПУ ОСТАНКИНСКОГО ТРОИЦКОГО ХРАМА, КОТОРЫЙ И СУЛТАНОВ СЧИТАЛ ОБРАЗЦОМ ПОСТРОЙКИ В САМОБЫТНОМ ИСТИННО "РУССКОМ" СТИЛЕ. СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ КРЕСТООБРАЗНАЯ В ПЛАНЕ, С АЛТАРЕМ В ВИДЕ ТРЕХ АПСИД И МОНУМЕНТАЛЬНЫМИ КРЫЛЬЦАМИ ВХОДОВ С ТРЕХ СТОРОН. ОНА УВЕНЧАНА ПЯТЬЮ ГЛАВАМИ С МНОГОЧИСЛЕННЫМИ КОКОШНИКАМИ У ОСНОВАНИЯ И ДВУХЪЯРУСНОЙ ШАТРОВОЙ КОЛОКОЛЬНЕЙ. ИЗ ФОРМ ОСТАНКИНСКОЙ ЦЕРКВИ БЫЛИ ЗАИМСТВОВАНЫ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ДЕТАЛИ И ФОРМЫ КРЫЛЕЦ.
В 1898 ГОДУ АРХИТЕКТОР П. МАЛИНОВСКИЙ ПОБЕДИЛ В КОНКУРСЕ НА ПРОЕКТ СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКОГО СОБОРА В СОРМОВЕ. ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО СОБОРА С КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫМ СВОДОМ БЫЛО ОРГАНИЗОВАНО ПОДОБНО ТОМУ, КАК ЭТО СДЕЛАНО В ЗНАМЕНИТОМ ХРАМЕ СВЯТОЙ СОФИИ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ, ЧТО ДАВАЛО ВОЗМОЖНОСТЬ ОЧЕНЬ ЭФФЕКТНО ОФОРМИТЬ КАК ЭКСТЕРЬЕР, ТАК И ИНТЕРЬЕР СОБОРА. К ЦЕНТРАЛЬНОМУ СВЕТОВОМУ БАРАБАНУ С КУПОЛЬНЫМ ПОКРЫТИЕМ С ЧЕТЫРЕХ СТОРОН ПРИМЫКАЮТ ПОЛУКУПОЛЫ, ОБРАЗУЮЩИЕ МОЩНОЕ ЦЕНТРИЧЕСКОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ СООРУЖЕНИЯ. ВНУТРИ ЭТОТ БАРАБАН ПОДДЕРЖИВАЮТ УГЛОВЫЕ СФЕРИЧЕСКИЕ ПАРУСА, СОЗДАВАЯ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ЛЕГКОСТИ И ПРОСТОРА. ЭТО БЫЛА ПОСЛЕДНЯЯ В ГОРОДЕ ПОСТРОЙКА, ОСУЩЕСТВЛЕННАЯ В 1904 ГОДУ В ОФИЦИАЛЬНОМ "РУССКО-ВИЗАНТИЙСКОМ" СТИЛЕ. В ДАЛЬНЕЙШЕМ АВТОР ПРОЕКТА СОБОРА СТАЛ ОДНИМ ИЗ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ НОВОГО СТИЛЯ - МОДЕРНА.
"РУССКИЙ" СТИЛЬ НЕ ПОЛУЧИЛ ШИРОКОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ В АРХИТЕКТУРЕ . ОБЪЯСНЯЕТСЯ ЭТО СИЛОЙ КЛАССИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ, КОТОРЫЕ БЫЛИ ВОСПРИНЯТЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЭКЛЕКТИКОЙ, ГОСПОДСТВОВАВШЕЙ ДО 1900-Х ГОДОВ И УДОВЛЕТВОРЯВШЕЙ ВКУСАМ ВСЕХ СЛОЕВ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ, А ТАКЖЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕМ НОВОГО, БОЛЕЕ СОЗВУЧНОГО ЭПОХЕ "КИРПИЧНОГО" СТИЛЯ И МОДЕРНА. ОФИЦИАЛЬНЫЙ "РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ" СТИЛЬ, НАСАЖДАВШИЙСЯ СВЕРХУ, ЗАТРОНУЛ ЛИШЬ КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО. ДРУГИЕ РАЗНОВИДНОСТИ "РУССКОГО" СТИЛЯ ИСПОЛЬЗОВАЛИ В ОСНОВНОМ СТОЛИЧНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ, СТРОИВШИЕ В ГОРОДЕ ХРАМЫ, КРУПНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И ВЫСТАВОЧНЫЕ СООРУЖЕНИЯ.